Очевидно, что значительную роль в определении риска возникновения РПЖ могут играть факторы окружающей среды, и в первую очередь диета. Ученые давно доказали зависимость между заболеваемостью и употреблением пищи, богатой животными жирами. Дополнительным фактором риска является избыточная масса тела.
Самая высокая заболеваемость РПЖ в мире регистрируется среди темнокожего населения США, самая низкая – в странах Азии. Объяснение такого «азиатского» феномена ученые нашли в широкой популярности сои как основного продукта питания во многих азиатских странах. Еще одним возможным фактором профилактики является высокое содержание в пище витамина А и эстрогенов растительного происхождения, которые нейтрализуют действие андрогенов (мужских половых гормонов) на предстательную железу. По другим данным, защитным эффектом обладает витамин Е, снижающий риск возникновения рака на 35%.
Установлено, что риск заболевания раком предстательной железы у мужчин, употреблявших около трех или более граммов чеснока ежедневно, был на 50 % ниже, чем у тех, в чей рацион данное растение не входило. Возможно, этим объясняется тот факт, что среди китайцев отмечается самый низкий уровень заболевания раком простаты в мире. Одним из возможных объяснений является большое содержание в их рационе лука-шаллота и зеленого лука. В результате недавно проведенного исследования ученые Национального Института Онкологии США пришли к выводу, что наличие в рационе большого содержания овощей из семейства луковых почти на 50 % сокращает вероятность заболевания раком предстательной железы. Известно, что традиционные блюда китайской кухни содержат эти овощи в изобилии, а для достижения эффективного уровня защиты от рака предстательной железы доза чеснока должна составлять один зубок в день.
Общеизвестно, что при употреблении в пищу чипсов, картофеля фри и других видов жареных или запеченных крахмальных продуктов происходит накопление в организме вещества, способствующего развитию раковых опухолей. Исследованиями последних лет установлено, что в основе данного процесса лежит аспарагин, природная аминокислота, которая в процессе нагревания в сочетании с определенными сахарами, такими как глюкоза, приводит к образованию нежелательного вещества акриламида. Данный химический элемент не был обнаружен в вареных продуктах, которые готовятся в более низком температурном режиме.
Подтверждение зависимости риска развития РПЖ от диеты являются исследования, проведенные среди приверженцев религиозного движения адвентистов Седьмого дня (АСД). Начиная с 1860-х годов они полностью воздерживаются от употребления алкоголя и табака, придерживаются лакто-ово-вегетарианского рациона питания, отказ от кофе и чая, специй и рафинированных продуктов. В то же время они широко употребляют в пищу фрукты, овощи, изделия из цельного зерна, орехи и молочные продуктов с низким содержанием жиров. Среди 60 000 членов церкви АСД, с 1960 по 1980 гг. находившихся под стационарным наблюдением исследователей из Университета Лома Линда в Калифорнии, уровень смертности от рака простаты был на 26% ниже, чем в среднем в США. Внутри исследуемой группы у адвентистов, чей рацион питания был богат вегетарианскими продуктами с высоким содержанием белка (бобовые, чечевица, горох и сухофрукты), отмечено гораздо меньше случаев рака простаты по сравнению с теми, кто редко употреблял эти продукты. Три новых средства привлекли пристальное внимание научного сообщества в последнее время благодаря своей потенциальной противораковой активности: резвератрол, гриб мэйтаке и ликопин. Резвератрол — это вещество, находящееся в растениях и защищающее их от грибковой инфекции. Корень горца гребенчатого (Polygonum cuspidatum, китайское лекарственное растение) особенно богат резвератролом, который встречается также в овощах и фруктах, много его в винограде.
Гриб мэйтаке (Grifola frondosa) использовался в пищу в Японии на протяжении столетий в количествах, иногда достигающих сотни граммов в день. Этот гриб содержит полисахарид, который обладает иммуномодулирующими свойствами. Комбинация мэйтаке и витамина С в клинически приемлемых концентрациях вызвала гибель более 90% раковых клеток рака простаты. Действие мэйтаке на опухолевый рост обусловлено работой иммунной системы.
Самым популярным веществом для профилактики рака простаты во все мире является ликопин - член семьи каротиноидов. Это красный пигмент, находящийся в таких плодах, как томаты, абрикосы, розовые грейпфруты, гуава, арбуз и папайя. Более 85% ликопина, потребляемого человеком с пищей, находится в различных продуктах из томатов. Многие эпидемиологические исследования продемонстрировали обратную зависимость между потреблением томатов (и продуктов из них) и частотой возникновения различных раков. Современный обзор 72 таких исследований зафиксировал снижение риска заболеть раком у тех, кто потребляет больше томатов или имеет более высокий уровень ликопина в крови. Наиболее убедительные данные получены для рака предстательной железы, легких и желудка. Исследования Гарвардской медицинской школы показали, что регулярное употребление в пищу помидоров автоматически снижает риск рака простаты на 34%. Эффективность такой профилактики будет особенно велика, если количество съеденных в сутки помидоров – не менее шести. Экзотический фрукт гуава содержит даже больше ликопина (5,4 мг на 100 граммов), чем помидоры (3 мг) но в России по понятным причинам такой вариант диеты может быть отнесен к разряду экзотики. Арбуз также содержит большое количества (4,9 мг) и является достойной альтернативой помидору.
Отдельные сообщения касаются положительного влияния мандаринов, и аскорбиновой кислоты - витамин С на профилактику и лечение начальных форм РПЖ. Морковь - один из лучших источников получения организмом бета-каротина, который помогает организму усваивать так называемый ликопин, защищающий простату.
Пророщенная пшеница - большое содержание витамина Е и цинка - оба снижают риск возникновения опухолей простаты, в первую очередь злокачественных.
Надежды снизить заболеваемость и смертность от рака простаты основаны на трех тактиках – профилактике, ранней диагностике и эффективном лечении болезни в ее начальной стадии. Каждый мужчина старше 45 лет раз в год делать анализ крови на ПСА и консультироваться у уролога по поводу результатов анализа. Если есть подозрение на рак, то обязательно должна быть выполнена биопсия простаты, а в случае подтверждения диагноза - операция по удалению предстательной железы – радикальная простатэктомия. Эта операция является единственным методом лечения, позволяющим на начальной стадии заболевания полностью избавить больного от рака. Информация об этой операции – в разделе «для пациентов» нашего сайта.
Безусловно, мы не можем дать Вам рекомендации как на 100% защитить себя и своих близких от этого грозного и столь распространенного недуга, но некоторые меры профилактики, мы надеемся, покажутся Вам не только приемлемыми, но и вкусными.
Дополнительную информацию по теме заболеваний предстательной железы можно получить, обратившись к разделу «Страница пациента» на нашем сайте.
На базе кафедры урологии МГМСУ уже многие годы функционирует первый в Москве и России кабинет ранней диагностики заболеваний предстательной железы, в котором бесплатно проводится обследование всех обратившихся к нам пациентов с расстройствами мочеиспускания и где можно получить исчерпывающую информации о состоянии Вашей предстательной железы. Наши специалисты владеют всеми современными методиками диагностики и лечения заболеваний простаты. Если вы приняли решение пройти обследование или нуждаетесь в лечении – обращайтесь по телефонам, указанным в разделе «КОНТАКТЫ» на главной странице нашего сайта или пишите на указанный там адрес электронной почты.